Южная Азия была родиной различных цивилизаций. Для культуры субконтинента характерно сочетание внешних влияний и местных традиций. Носители разных культур и образов жизни взаимодействовали и частично поглощали друг друга, что привело к сложению здесь сложной культуры. Субконтинент с севера и северо-запада ограничен горами, на северо-востоке раскинулись тропические леса, его омывают воды Аравийского моря, Индийского океана и Бенгальского залива.
Древнейшее прошлое. Самые ранние сведения о населении Южной Азии относятся к каменному веку и датируются приблизительно 2 млн. лет. Насколько можно судить по грубым орудиям нижнего палеолита, небольшим орудиям в виде пластин среднего палеолита и геометрическим микролитам верхнего палеолита, устоявшимся образом жизни здесь была охота и собирательство. Сложению специализированных хозяйственных систем, продолжавшим существовать и в голоцене, способствовали разнообразие почв и климатические условия. Все ранненеолитические поселения Южной Азии находятся в северо-западной части региона. Наиболее ярким образцом является Мергар на севере равнины Качи в Белуджистане, где найдены отпечатки зерен в кирпичах и обожженные зерна ячменя и пшеницы из древнейших неолитических слоев (6500 до н.э.). Раскопки в Мергаре показали, что здесь разводили скот, горбатого быка, буйвола, свиней, овец и коз. Охота и собирательство оставались важной сферой, как это происходит и сейчас у некоторых народов Южной Азии, но после первых шагов освоения земледелия и скотоводства небольшие общины носителей производящего хозяйства стали распространяться по субконтиненту. На одной территории сосуществовали группы с различными орудиями и, возможно, разными формами хозяйственной адаптации - выращиванием растений без постоянной оседлости, оседлым земледелием, собирательством и разведением скота. Земледельцы жили в постоянных домах из сырцового кирпича и обрабатывали близлежащие земли. На основе неолитических культур в долине Инда сформировались доиндские или раннеиндские культуры, отличавшиеся особыми стилями росписи глиняных сосудов, глиняными фигурками и печатями. На таких поселениях есть признаки окружающих их стен, их дома стоят по сторонам улиц, здесь выплавляют металл. В этот период, ок. 5000-2600 до н.э., усиливаются региональные особенности и традиции. В типичных поселениях этого времени, Кот Дижи и Амри, жило до нескольких тысяч человек.
Хараппская цивилизация. В конце концов эти региональные традиции стали соединяться, о чем можно судить по росту населения, увеличению сельскохозяйственных продуктов и распространенности многих элементов художественного творчества и изобразительных мотивов. Механизмами этого единства могли стать отношения экономической зависимости и родственные связи. Около 2600 до н.э. возникает городская цивилизация, которая сейчас известна как цивилизация долины Инда, или хараппская. В момент расцвета на ее территории находилось ок. 1000 поселений, разбросанных в Северо-Западной Индии и Пакистане на территории не менее 680 000 кв. км. Хараппские поселения представлены деревнями и маленькими городками, но также и большими городами с населением до 35 000 человек. Два самых известных и хорошо изученных города - Мохенджо-даро на Инде и Хараппа на р. Рави, притоке Инда. Это были хорошо спланированные города с улицами, ориентированными по сторонам света. Центральные части располагались на искусственных холмах или платформах для защиты от наводнений. Дома строили из сырцового или обожженного кирпича стандартного размера, входы в них вели из узких улиц и переулков. Обычно они представляли собой комплекс комнат вокруг двора с бассейном. Существовала система стоков, объединявшихся в общегородскую. Сооружались общественные здания и крупные постройки, возможно зернохранилища, городские стены, ворота, а также открытые дворы и ремесленные кварталы; не обнаружено характерных для позднейшего периода дворцов или предназначенных для многолюдных церемоний храмов. Основой хозяйства служило земледелие и скотоводство, отчасти охота, рыболовство и сбор растений. В отдельных областях, в зависимости от природной ситуации и климата, возделывали растения, подходящие для озимых посевов "раби" - пшеницу, ячмень, бобовые или "хариф" - просо, пригодное для летнего разведения. Многие из технологий, применявшихся в хараппской цивилизации, возникли значительно раньше. Повсюду в селениях и больших городах находят терракотовые фигурки, украшения из камня и раковин, браслеты и бусы, керамические сосуды, печати, изделия из меди, бронзы и драгоценных металлов и фаянса. Города, городки, селения земледельцев и районы добычи полезных ископаемых были связаны путями, по которым передвигались вьючные животные или повозки, запряженные быками; пользовались и водным сообщением. Имеются данные о существовании торговых отношений с Центральной Азией, районом Персидского залива и Месопотамией. Письменность носителей хараппской культуры до сих пор остается нерасшифрованной. Надписи наносили на различные предметы, в том числе сделанные из глины и фаянса, но чаще всего - на печати из статита (мыльного камня). На печатях надпись располагалась, как правило, над фигурой животного. Выявлено почти 400 пиктографических знаков. Писали в основном справа налево, некоторые из самых длинных надписей продолжались на следующей строке. Выявление и понимание хараппских религиозных символов затруднено характером имеющихся источников. Существование в некоторых домах алтарей огня, большое количество колодцев и сооружений вроде "большого бассейна" в Мохенджо-даро с обмазанными битумом стенками указывает на ритуалы, связанные с огнем и водой. Другие свидетельства обрядов - терракотовые фигурки животных и людей. Представляют интерес и изображения на печатях трехликих персонажей в рогатых головных уборах в позах, напоминающих йогические. Не исключено, что они изображают предшественника индуистского Шивы. Хараппское общество управлялось элитой, на что указывают предметы символического характера, архитектурные сооружения и планировка поселений, признаки ремесленного производства и система торговли. Явно прослеживается разделение труда; существовали ремесленники, торговцы, земледельцы и пастухи. В то же время отсутствие царских захоронений предполагает, что общепринятая модель с "жрецом-вождем" во главе может не подходить к харапппской цивилизации. Все указывает на то, что носители этой цивилизации создали административную систему, в которой индивидуальное богатство или власть не играли большой роли. Период единства завершился ок. 2000 до н.э. В это время растет число небольших поселений, в то время как крупные города приходят в запустение. Обитатели крупных городских центров теряют контроль над торговыми связями, которые объединяли этот обширный регион в единую цивилизацию. Многие признаки хараппской культуры прослеживаются в более позднее время, что указывает на то, что она не осталась без наследников. Эти культуры с региональными особенностями рассматривают как поздне- или постхараппские. Причины распада прежде существовавшего единства неясны. Обычно их связывают с разрушением системы землепользования (на это указывают изменения характера отложений), наводнениями, тектоническими явлениями или изменениями режима осадков.
Индарийская и персидская цивилизации. Во II тыс. до н.э. в долине Ганга возделывался рис. В это же время говорившие на индоарийском языке сообщества проникли на субконтинент с северо-запада. Около 800 до н.э. с распространением возделывания риса распространяется и технология получения железа. На севере Индии возникают первые письменно зафиксированные государства. В 516 до н.э. долина Инда стала частью персидской империи. В 327 до н.э. Александр Великий, победив персов, завоевал и эту область. Затем к власти пришла династия Маурьев, впервые объединившая значительную часть севера Южной Азии. О культурных отношениях, осуществлявшихся через торговые и дипломатические связи между греками и Южной Азией, свидетельствуют письменные источники.